Колготки, драки, шоколад: 10 главных скандалов в Формуле-1 Колготки, драки, шоколад: 10 главных скандалов в Формуле-1
Дмитрий Захарченко Фото: Lars Baron/Getty Images Колготки, драки, шоколад: 10 главных скандалов в Формуле-1 Сколько раз «Ред Булл» приглашал Алонсо и зачем «Хаас» приехал... Колготки, драки, шоколад: 10 главных скандалов в Формуле-1

Колготки, драки, шоколад: 10 главных скандалов в Формуле-1

Дмитрий Захарченко
Фото: Lars Baron/Getty Images

Колготки, драки, шоколад: 10 главных скандалов в Формуле-1
Сколько раз «Ред Булл» приглашал Алонсо и зачем «Хаас» приехал на Гран-при Италии на заведомо нелегальной машине?

21 декабря 2018, 14:00

Авто
/ Формула-1

Колготки против Ф-1

Первые неприятности у организаторов Формулы-1 начались ещё до старта сезона. В середине января выяснилось, что новый логотип чемпионата похож на логотип компрессионных колготок, выпускаемых компанией 3М. В процессе разбирательств 3М отметила, что подала заявку на регистрацию логотипа в феврале 2017-го и окончательно зарегистрировала его месяцем позже, а от «Либерти» заявка поступила только в ноябре того года.

В мае 2018 года представители 3М подали жалобу в Европейское управление по делам интеллектуальной собственности (EUIPO), однако с тех пор новостей о разбирательстве по поводу логотипа не поступало. Эксперты с самого начала предсказывали, что сторонам удастся договорится полюбовно и после некоторой компенсации Формула-1 продолжит пользоваться своим новым логотипом — так, судя по всему, и вышло.

«Шоколадгейт» в «Макларене»

В конце июня громкий скандал разразился в «Макларене»: таблоид Daily Mail сообщил, что сотрудники команды в одном шаге от забастовки. Анонимный источник газеты рассказал, что после довольно слабого старта сезона персоналу команды пришлось две недели перерабатывать и выходить на работу по выходным, но даже не это стало главной причиной. Сотрудников возмутило то, что накануне Гран-при Канады руководство отблагодарило команду копеечными шоколадками.

«Управляющие раздали их начальникам отделов, чтобы те их разделили — строго по одной на человека. Им было стыдно вручать нам эти шоколадки», — цитировала свой источник Daily Mail.

Причиной же кризиса в команде стало разочарование персонала в своих руководителях — «неприкасаемых», как называли их в Уокинге. «Они совершенно беспомощны, — говорил источник. — На брифинге после Гран-при Канады они сказали нам, что знают, что не так с машиной, но понятия не имеют, как это исправить. И они спрашивают нас, хотя у самих шестизначные зарплаты».

В итоге сначала из команды ушёл технический директор Тим Госс, а затем пост спортивного директора оставил — один из «неприкасаемых». Теперь во главе «Макларена» Заку Брауну помогает Жиль де Ферран, легенда американских гонок. Кризис вроде бы разрешён, но что будет, если следующий сезон снова не даст ожидаемых результатов?

Провал французских промоутеров

Сезон-2018 ознаменовался возвращением Гран-при Франции, которого 10 лет не было в календаре. В качестве трассы выбрали «Поль Рикар», куда Формула-1 приезжала вплоть до 1990 года, но с тех пор комплекс в основном принимал гонки на выносливость и тесты. И в качестве трассы автодром зарекомендовал себя с интересной стороны — а если бы организаторы не побоялись всей длины прямой «Мистраль», то гонка могла бы получится куда интереснее. Но вот инфраструктура комплекса полностью провалилась.

Колготки, драки, шоколад: 10 главных скандалов в Формуле-1 Макс Ферстаппен во время Гран-при Франции Фото: Mark Thompson/Getty Images

Дороги вокруг трассы не справились с наплывом желающих, и многие болельщики и журналисты оказались заблокированы в многочасовых пробках. На самой трассе охрана, по свидетельствам очевидцев, порой вела себя по-хамски и никак не пыталась помочь посетителям гонки. А ведь это ответственность промоутера — обеспечить удобный подъезд к трассе и обучить сотрудников на автодроме и вокруг него. Саму по себе гонку проблемы с инфраструктурой никак не испортили, однако если организаторы не примут мер, популярность Гран-при пойдёт на спад — а с ней и шансы на длительную прописку в календаре.

Льюис обвиняет Кими

На старте Гран-при Великобритании Кими Райкконен неосторожным манёвром развернул Льюиса Хэмилтона, который откатился в самый конец пелотона. Финн получил штраф и занял в итоге третье место, Хэмилтон прорвался на второе, но победу на домашней трассе он уступил Себастьяну Феттелю. Поражение задело британца, на эмоциях он назвал произошедшее «интересной тактикой».

Можно понять, что сразу после гонки у пилота взыграли эмоции, но через несколько секунд в прямом эфире странные намёки позволил себе руководитель «Мерседеса» Тото Вольф. «Словами Джеймса Эллисона, они либо нарочно, либо по неумению», — заявил он, имея в виду также контакт Феттеля с Боттасом на Гран-при Франции двумя неделями ранее. Впрочем, вскоре Хэмилтон раскаялся в сказанном и конфликт был исчерпан. «Иногда мы несём тупой бред, но извлекаем из этого уроки, — сказал он. — Это был гоночный инцидент и ничего более».

Приглашал ли «Ред Булл» Алонсо?

В конце августа в паддоке «Спа-Франкошама» всеобщее внимание было приковано к и «Ред Булл»: стороны выясняли, делал ли кто-то кому-то какие-либо предложения — и это до сих пор неизвестно. Всё началось с Кристиана Хорнера, который на одной из пресс-конференций заявил, что «Ред Булл» не обращался к Алонсо в поисках замены Даниэля Риккардо, а затем добавил, что испанец — «не самый здоровый выбор» для его команды. Масла в огонь подлил Хельмут Марко, который добавил, что в 2007-м, когда «Ред Булл» приглашал Фернандо, у того были слишком «муторные» требования. С тех пор Милтон-Кейнс предложений испанцу не делал.

Однако Алонсо ответил, де-факто обвинив Марко во лжи. «У меня была пара предложений от „Ред Булл“, — сказал испанец. — У меня оно было и в 2007-м, и в 2009-м, и в 2011-м, в 2013-м и ещё два в этом году — одно в Монако, другое — в августе». Заявления «Ред Булл» Фернандо явно не понравились: «Они никогда со мной не работали и приглашали к себе пять или шесть раз, а теперь делают странные комментарии обо мне. Это нечестно. Надеюсь, Кристиан извинится». Извинился ли Хорнер, история умалчивает, делал ли в итоге «Ред Булл» предложения испанцу или нет — тоже. «Я не знаю, может, Франц Тост делал ему какое-то предложение, но „Ред Булл“ его в этом году точно не звал», — сказал он.

Джеймс Ки: между «Торо Россо» и «Маклареном»

Перед самым летним перерывом разразился главный кадровый спор сезона. «Макларен» у себя в «твиттере» объявил о переходе в команду Джеймса Ки, но уже через несколько часов Франц Тост напомнил, что у инженера «долгосрочный действующий» контракт с «Торо Россо». В Формуле-1 не принято объявлять о найме кого-то, пока не будут улажены все формальности с бывшим работодателем, так что ситуация сама по себе оказалась из ряда вон выходящей.

Колготки, драки, шоколад: 10 главных скандалов в Формуле-1 Джеймс Ки на командном мостике «Торо Россо» Фото: Peter Fox/Getty Images

По слухам, «Торо Россо» пыталась выторговать у «Макларена» Ландо Норриса, который стал бы своего рода компенсацией за разрыв контракта с Ки, но британский гонщик всё-таки остался в Уокинге. А Ки всё равно станет техническим директором «Макларена». «Джеймс присоединится к нам в 2019 году, — объявил недавно руководитель команды Зак Браун. — Он не успеет повлиять на разработку машины 2019 года, но станет отцом шасси сезона-2020».

«Форс Индия» превращается в «Рейсинг Пойнт»

Летом «Форс Индия» в течение нескольких дней превратилась в «Рейсинг Пойнт». Слухи, ходившие несколько месяцев, оказались верны: у команды Виджая Малльи огромные финансовые проблемы и содержать команду он больше не в состоянии. В конце концов Серхио Перес обратился в суд, по решению которого «Форс Индия» оказалась под внешним управлением, а чуть позже коллектив приобрёл консорциум инвесторов во главе с Лоуренсом Строллом.

Пересу же в какой-то момент даже пришлось оправдываться за то, что он де-факто обанкротил команду. «Сотрудники команды попросили меня сделать это, чтобы защитить интересы 400 работников, — отметил Серхио в официальном заявлении. — Это было очень сложное эмоционально и психологически решение. Единственная причина этого решения — желание команде лучшего будущего».

Протест «Рено» против «Хааса»

Одним из главных героев Гран-при Италии в этом году стал Ромен Грожан, завоевавший шестое место, однако после финиша француз был дисквалифицирован — днище его «Хааса» не соответствовало регламенту. Протест в адрес американцев подала команда «Рено» — и судьи гонки встали на сторону французов. «Хаас», при этом, не был согласен с решением и обвинял «Рено» в том, что те нарушили некие междукомандные соглашения.

А ситуация развивалась следующим образом. За пару месяцев до гонки ФИА разослала командам директиву, уточняющую радиус передних углов базовой плоскости машины. У других команд не возникло проблем с тем, чтобы привести днище в соответствии директиве, но у «Хааса» появились сложности: из-за работ с поставщиками (машину фактически собирает компания «Даллара») переделки займут больше времени. В ФИА предупредили «Хаас», что те в принципе могут выставить машину с имеющимся днищем, но будут дисквалифицированы в случае протеста.

Протест со стороны главных конкурентов предсказуемо последовал, а за ним — логичная дисквалификация. «Хаас» подал апелляцию, но её отклонили. «Если они не могут победить вас на трассе, они победят вас в суде, — объяснялся позже руководитель „Хааса“ Гюнтер Штайнер. — Такое бывает».

Командная тактика в Сочи

Главный скандал с командной тактикой в этом году произошёл на Гран-при России: Валттери Боттас уверенно лидировал и шёл к первой в сезоне победе, но под угрозой атак со стороны Себастьяна Феттеле в «Мерседесе» решили поменять своих пилотов местами — Льюис Хэмилтон вышел вперёд и выиграл гонку, финн остался вторым. На подиуме Хэмилтон попытался было вытащить Боттаса на верхнюю ступень, но в итоге церемония получилась ещё более неловкой.

Колготки, драки, шоколад: 10 главных скандалов в Формуле-1 Владимир Путин вручает кубок победителю Гран-при России Льюису Хэмилтону Фото: Mark Thompson/Getty Images

После финиша гонки главным событием вечера стал пресс-брифинг Тото Вольфа в тим-билдинге «Мерседеса». Глава команды объяснял решение тем, что под атаками Феттеля у Хэмилтона начались проблемы с резиной, да и в целом эти семь очков могут стать решающими в борьбе за титул (не стали). В какой-то момент Вольф даже начал в ответ нападать на журналистов: «А вы бы что сделали? Вернули бы позицию? Врёте!». Впрочем, прибегнув к тактике «лучшая защита — нападение», более убедительным Тото не выглядел, а на главный вопрос — почему Боттаса до старта не предупредили, что такое может произойти? — ответа так и не прозвучало.

Столкновение Окона и Ферстаппена

Самой громкой стычкой двух пилотов в этом году стал конфликт Макса Ферстаппена и Эстебана Окона. У этих пилотов и без того было бурное прошлое и пара столкновений в молодёжных сериях, но Гран-при Бразилии вывел их соперничество на принципиальный уровень: голландец лидировал, француз отставал на круг, но хотел отыграть его и, будучи круговым, пошёл в атаку на лидера. Лидер уступать дорогу отказался — в итоге машины столкнулись, Ферстаппен откатился на второе место, Окон стал 14-м.

Сражение едва не получило продолжение на взвешивании после гонки — Ферстаппен с Оконом немного потолкались, но до драки дело так и не дошло. В итоге Макс оказался едва ли не главным злодеем и за чрезмерную агрессию получил два дня общественных работ, а для Эстебана всё кончилось 10-секундным «стоп-н-гоу». В следующем году продолжения этой борьбы мы, к сожалению, не увидим — Окон потерял место призового пилота и проведёт сезон-2019 на скамейке запасных.

Протест «Хааса» против «Рейсинг Пойнт»

Под конец сезона немного выиграть в суде попытался и «Хаас» — накануне Гран-при Абу-Даби американцы подали протест против участия «Форс Индия»-«Рейсинг Пойнт» в гонке, поскольку те, мол, выступали на машине другой команды. Речь идёт о правиле, которое требует, чтобы каждая команда обладала интеллектуальными правами на свою машину, в то время как «Рейсинг Пойнт» де-юре выступает на автомобилях, построенных «Форс Индия» — другой командой.

Истинной же целью «Хааса» было исключение «Форс Индия»-«Рейсинг Пойнт» (и без того лишённого половины очков) из Кубка конструкторов — в таком случае их призовые были бы разделены между девятью остальными участниками, включая «Хаас». Да и в целом ситуация получилась довольно ироничной, ведь «Рейсинг Пойнт» это фактически та же «Форс Индия», а смена вывески была необходима, чтобы уберечь команду от банкротства, в то время как «Хаас» выступает на автомобилях, собранных «Далларой» из компонентов «Феррари». Судьи, впрочем, быстро отклонили протест «Хааса», мотивировав это тем, что, «Форс Индия» снялась с чемпионата и не являлась его участником – соответственно, «Рейсинг Пойнт» купил шасси не у конкурента, а у стороннего поставщика. Хитро!

Источник

Комментариев пока нет.

Ваш комментарий будет первым.