Главная индийская сила. История Виджая Малльи в Формуле-1 Главная индийская сила. История Виджая Малльи в Формуле-1
Дмитрий Захарченко Фото: J. Adam Huggins/Getty Images Главная индийская сила. История Виджая Малльи в Формуле-1 Над ним смеялись, но он превратил аутсайдера в лучшую... Главная индийская сила. История Виджая Малльи в Формуле-1

Главная индийская сила. История Виджая Малльи в Формуле-1

Дмитрий Захарченко
Фото: J. Adam Huggins/Getty Images

Главная индийская сила. История Виджая Малльи в Формуле-1
Над ним смеялись, но он превратил аутсайдера в лучшую независимую команду Формулы-1. К 63-летию Виджая Малльи — история «Форс Индия».

18 декабря 2018, 23:55

Авто
/ Формула-1

Когда появился в паддоке в конце 2007 года, над ним смеялись. Всем казалось, что индийский бизнесмен пополнит число богатеев, которым скоро надоест играться в машинки и он вновь перепродаст команду, которая как была аутсайдером, так им и останется.

Десять лет спустя «Форс Индия» Виджая Малльи во второй раз подряд займёт четвёртое место Кубка конструкторов, опередит заводскую «Рено», оставит позади прославленные «Уильямс» и «Макларен» и станет лучшей частной командой чемпионата.

В честь дня рождения Виджая Малльи вспоминаем не самый длинный, но очень яркий след индийского бизнесмена в Формуле-1.

Взлёт на индийской тяге

Виджай Маллья появился в Формуле-1 в октябре 2007-го, когда за £ 61 млн (или € 77,6 млн по курсу на тот момент) приобрёл команду «Спайкер». «Спайкер» проездил в «Больших призах» всего один год и набрал столько же очков — хотя это уже больше, чем «Мидлэнд», предыдущая инкарнация коллектива, сезоном ранее. Вообще история команды восходит к «Джордану», который в конце 90-х даже выиграл пару гонок, регулярно претендовал на подиумы и был грозной силой в середине пелотона. К середине 2000-х Эдди Джордану было всё труднее содержать команду, результаты поползли вниз, и он её продал. Таким образом, к моменту прихода Малльи от «Джордана» осталось чуть меньше, чем ничего, а «Мидлэнд»-«Спайкер» обретался на самом дне турнирной таблицы в статусе главного аутсайдера на стартовой решётке.

Правда, нельзя сказать, что «Форс Индия» Маллье пришлось создавать на пустом месте — от «Спайкера» остались руководитель команды Колин Коллес, технический директор Майк Гаскойн и немецкий пилот Адриан Сутиль, в пару к которому новый владелец пригласил опытнейшего Джанкарло Физикеллу. Свой первый сезон «Форс Индия» провела в 2008 году на шасси, оставшемся от «Спайкера» — очков на нём набрать не удалось, хотя в Монако Сутиль шёл четвёртым, пока в него на полном ходу не врезался Кими Райкконен.

Главная индийская сила. История Виджая Малльи в Формуле-1 Джанкарло Физикелла на старте Гран-при Бельгии-2009. Фото: Getty Images

С появлением нового технического регламента в 2009-м у «Форс Индия» появился шанс. За счёт увеличения бюджетов инженерам удалось создать неплохую машину, хотя до попадания в очки совсем немного не хватало — девятое место в Мельбурне, девятое место в Монако, десятые места в Сильверстоуне и Валенсии (за них тогда баллы ещё не полагались).

Особенно хорошо VJM02 смотрелась на скоростных трассах, и в Спа Физикелла совершил настоящую сенсацию, завоевав поул. Гонку выиграл Кими Райкконен, но даже второе место для «Форс Индия» было равнозначно победе — в последний раз эта команда поднималась на подиум в 2005-м, ещё будучи «Джорданом», и то благодаря отказу от участия в Гран-при США автомобилей с резиной «Мишлен». Уже в следующей гонке в Монце Физикелла выступал за «Феррари», а «Форс Индия» отметилась четвёртым местом Адриана Сутиля — успех в Спа не был случайностью.

В 2010 году «Форс Индия» уже регулярно набирала очки и вышла на седьмое место Кубка конструкторов, а в 2011-м поднялась ещё строчкой выше. Ещё несколько лет назад эта команда была пристанищем рента-драйверов, а теперь превратилась в грозную силу в середине пелотона — и соперники стали считаться с «Форс Индия». Раньше в паддоке посмеивались над Малльей — и за экстравагантный внешний вид, и за отсутствие опыта в автоспорта, теперь его зауважали.

Лучшие «среди остальных»

Прорыв «Форс Индия» в середину пелотона оказал заметное влияние на Формулу-1. Благодаря тому, что команда оставалась независимой от автопроизводителей, а конкурентоспособная техника позволяла блеснуть, «Форс Индия» для многих гонщиков стала привлекательным вариантом. Так, в 2012-м благодаря «Форс Индия» на стартовую решётку вернулся Нико Хюлькенберг, потерявший место в «Уильямсе». Если бы не команда Виджая Малльи, немца наверняка уже не было бы в Формуле-1.

«Форс Индия» также помогла перезапустить карьеру Серхио Переса, который после посредственного сезона в «Макларене» также мог навсегда забыть если не о «Больших призах», то о подиумах — точно. Благодаря «Форс Индия» свой последний шанс в Формуле-1 получил Пол ди Реста. При этом, нельзя сказать, что «Форс Индия» брала пилотов без разбору — кадровая политика команды оставалась логичной и последовательной, а многие гонщики садились в кокпит после сезона в запасных. Да, «Форс Индия» была заинтересована в том, чтобы её пилоты приводили с собой спонсоров, и мексиканские покровители Переса оказывают щедрую поддержку, но откровенных рента-драйверов в команде больше не было.

Главная индийская сила. История Виджая Малльи в Формуле-1 Серхио Перес на подиуме Гран-при России-2015 Фото: Mark Thompson/Getty Images

Со временем становилась крепче и сама команда. В 2014-м в Спа финишировал третьим и принёс «Форс Индия» второй подиум. Годом позже Чеко завоевал третье место на «Сочи Автодроме», в 2016-м ещё дважды поднимался в первую тройку, а успех в Баку в конце апреля стал шестым подиумом в истории «Форс Индия». Шесть подиумов — не так и много, но всё равно больше, чем, например, у «Порше» или «Ягуара». Шесть подиумов в Формуле-1 это больше, чем, например, у прославленных автоспортивных брендов «Пенске» и «Лола». И это в два раза больше, чем у команды «Прост». То есть по совокупности достижений на посту тим-менеджера Виджай Маллья превзошёл Алена Проста со всем его автоспортивным опытом и регалиями.

При этом, в последние годы каждый сезон для «Форс Индия» становился вопросом жизни или смерти, а у инженеров не было денег, чтобы подготовить новое шасси к зимним тестам. Более того, в последнее время «Форс Индия» всё чаще начинала год чуть ли не с прошлогодней машиной, и тем не менее команде удавалось добиваться всё более и более высоких результатов: в 2013-м «Форс Индия» поднялась с седьмой на шестую строчку Кубка конструкторов, в 2015-м заняла пятую, а 2016 и 2017 годы закончила на четвёртой. Выше оставались только гранды — «Мерседес», «Феррари», «Ред Булл», но с имеющимся у «Форс Индия» бюджетом даже мечтать о борьбе с ними не приходилось. В нынешних реалиях Формулы-1 — это абсолютный максимум для частной независимой команды.

Индия и «Форс Индия»

Конечно, Виджай Маллья не сам руководил командой. Будучи владельцем, он лично принимал ключевые решения, но именно он поставил на главные посты Боба Фернли и Отмара Зафнауэра — опытных автоспортивных менеджеров, осуществлявших контроль на базе и на трассе. В то же время Маллья обеспечил львиную долю бюджета — напрямую или через принадлежавшие ему компании. С одной стороны это говорит о том, что с коммерческой точки зрения «Форс Индия» не была так успешна, как в гонках, но в 2017-м Маллье всё же удалось найти титульного спонсора.

Впрочем, к этому моменту бизнес-империя Малльи уже трещала по швам. Его проблемы с законом начались в 2012 году, и спустя четыре года он переехал в Великобританию — чтобы чаще видеться с детьми, как он объяснял правительству Индии из-за границы. Вскоре бизнесмену были выдвинуты обвинения в отмывании денег и мошенничестве, МИД страны аннулировал паспорт и обратился в Интерпол с просьбой о помощи в его поимке.

Главная индийская сила. История Виджая Малльи в Формуле-1 Виджай Маллья после заседания Вестминстерского магистратского суда в Лондоне Фото: Jack Taylor/Getty Images

Два года Маллья руководил командой, скрываясь от закона — и именно в этот момент «Форс Индия» добилась своих наивысших результатов. Денег на команду оставалось всё меньше и меньше — удивительно, что они вообще были. В редких интервью Маллья раз за разом подчёркивал, что не намерен продавать «Форс Индия», однако летом команда перешла под внешнюю администрацию, а перед возобновлением чемпионата её выкупил миллиардер Лоуренс Стролл. На этом история «Форс Индия» окончилась.

В следующем году это будет во многом всё та же команда — Боб Фернли ушёл, но ей руководит его соратник Отмар Зафнауэр, остаются титульный спонсор и Серхио Перес. Бюджет команды, по слухам, вырастет и позволит избежать задержек с обновлением машины. Но ни к Маллье, ни к Индии, ни к её силе «Рейсинг Пойнт» не имеют никакого отношения.

Виджай Маллья в данный момент находится в Великобритании. 10 декабря Вестминстерский магистратский суд в Лондоне одобрил экстрадицию Малльи по запросу индийских властей, но его адвокаты подали апелляцию в Верховный суд Соединённого королевства. «Я готов пройти все инстации и рассмотреть любые опции», — заявил Виджай после одного из заседаний.

Источник

Комментариев пока нет.

Ваш комментарий будет первым.