Евродвушка в центре. Кто продолжает дело Сабониса и Диваца Евродвушка в центре. Кто продолжает дело Сабониса и Диваца
Марина Лагутина Фото: Brian Bahr/Getty Images Евродвушка в центре. Кто продолжает дело Сабониса и Диваца Стереотипы, тренды и исключения из правил — на чём... Евродвушка в центре. Кто продолжает дело Сабониса и Диваца

Евродвушка в центре. Кто продолжает дело Сабониса и Диваца

Марина Лагутина
Фото: Brian Bahr/Getty Images

Евродвушка в центре. Кто продолжает дело Сабониса и Диваца
Стереотипы, тренды и исключения из правил — на чём построена история европейских центровых в НБА.

15 февраля 2019, 11:15

Баскетбол
/ НБА

Нельзя научить семь футов роста, а сможет ли баскетбол без них обойтись? Отовсюду слышится: «Центровые — вымирающий вид», «Прости, Грег, сегодня всё решают трёхочковые», «Маленькие пятёрки завоюют мир». Но вся история баскетбола, в том числе и современная, доказывает, что без центровых нам никуда. На всех этапах, во всех лучших командах НБА рядом с американскими звёздными форвардами и разыгрывающими играли большие европейские парни. Их игра менялась вместе с самим баскетболом, а эволюция пятых номеров, приехавших в НБА из Старого Света, идёт параллельно с процессом изменения этой позиции в целом. Поговорим об этих больших людях — от золотой эры Майкла Джордана до наших дней.

Фальшстена

В 1973 году «Вирджиния Сквайрз» выбирает на драфте АБА голландского центрового Свена Нейтера. За свою 11-летнюю карьеру Нейтер в семи сезонах делал в среднем дабл-дабл на очках и подборах. Он стал единственным игроком в истории, который был лидером чемпионата по подборам и в АБА, и в НБА. Так начинается история легенд и провалов европейских больших в американском баскетболе.

Хотя стоп! Нейтер переехал в США, когда ему было девять лет. Он жил и учился в Калифорнии, играл за Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе, с которым выиграл два чемпионата NCAA. И уже потом попал в АБА и НБА. Конечно, он родился в Европе, но вырос и научился играть в баскетбол в Америке. Он не воспринимался как легионер, пришедший в лигу со своей, другой манерой игры.

Это видео можно посмотреть на YouTube-канале LamarMatic.

«Огромный мормон» Шон Брэдли, центровой, сделать постер через которого считалось обязательной программой для всех ведущих игроков НБА в 90-е, родился в Германии, но вырос в Юте. Он играл за сборную Германии на Евробаскете-2001, у него есть немецкое гражданство, но… Всё же это американский игрок.

Знаменитый «данкующий голландец» Рик Смитс, звезда «Индианы» 90-х, любимый болельщиками за скромность, точный средний и зрелищные данки, начал играть в баскетбол на родине, в Нидерландах. Отлично! Может быть, он тот самый центровой, который показал американскому баскетболу преимущества и недостатки европейского? К сожалению… Он уехал в США после окончания школы, поступил в Марист-Колледж в Нью-Йорке, научился там всему, и уже оттуда был задрафтован в НБА. На профессиональном уровне он никогда не играл в Европе.

Если и говорить об истории европейских центровых в НБА, о появлении стереотипов и игроках, которые их ломали, то делать это, исходя не из места рождения, а опыта игры в «европейский баскетбол» на профессиональном уровне. Начиная с 90-х, большие из Европы прошли по американским площадкам непростой и интересный путь — сначала пешком, потом переходя на легкий бег и, наконец, уверенным галопом к кольцу и даже трёхочковой линии.

Мебель в классическом стиле

Кстати, о стереотипах. Квинтэссенцией представлений о центровых из Европы, особенно из Восточной Европы, стал образ Ивана Радовадовича из спортивной комедии «Эдди» 1996 года. Иван огромный, неповоротливый, медлительный, знает по-английски только фразу Ivan makes basket. После распада Восточного блока игроки из бывших просоветских стран отправились в НБА. Главным европейским ресурсом были габариты. Широкие плечи, длинные руки, устойчивые ноги, и английский для этого знать не обязательно. Среди многих ноунеймов можно выделить украинца Виталия Потапенко, который, несмотря на не очень высокий для центрового рост и средние статистические показатели, умел хорошо читать игру и делал под кольцом всё, что от него требовалось.

Классика европейского центрового 90-х — самый высокий баскетболист НБА, румынский центровой «Вашингтона» . Этот гигант ростом 231 см остаётся единственным центровым в истории лиги, получившим звание самого прогрессирующего игрока. Помимо него этой награды удостоились ещё три иностранца, но ни одного центрового — ни европейского, ни американского. Мурешану не нужно было прыгать, чтобы положить мяч в корзину, его фишкой стали очки второго шанса. Ему приходилось противостоять Патрику Юингу, Рику Смитсу, Хакиму Оладжьювону, которые были мобильнее и быстрее него, но Мурешан выстоял и стал вехой в истории европейских пятых номеров в Америке.

View this post on Instagram

#romania

A post shared by Gheorghe Muresan (@gmuresan77) on

Элитные небоскрёбы

От стереотипов к революционерам и исключениям из правил. Человек, который изменил образ европейского центрового в НБА, заставил уважать легионеров и перелистнул книгу истории на следующую страницу — серб . «Лейкерс» впервые выбрали на драфте иностранца и поставили перед ним запредельно сложную задачу — заменить одного из лучших, если не лучшего центрового в истории баскетбола Карима Абдул-Джаббара. И он справился.

Спустя 10 лет успешной карьеры Дивац оказался в нужное время в нужном месте — в «Сакраменто Кингз», где собрался выдающийся фронткорт, способный сделать из ничего не представляющей собой команды одну из лучших в НБА. А плей-офф Западной конференции 2002 года против «Лейкерс» стал, пожалуй, самым интригующим и противоречивым эпизодом в истории НБА. Быстрый, точный и умный Владе Дивац доказал всем, что европейский центровой может играть, а не просто стоять под кольцом.

Интермедия. . Гениальный литовский баскетболист, опередивший своё время, ставший живой легендой до того, как ему исполнилось 30. Чемпион СССР, Испании, Литвы, Европы, мира, Олимпийских игр… Лучшие годы в карьере Сабонис провёл в Европе, где достиг всех вершин, которых только можно достичь. Это был его выбор — приехать в НБА в 31 год, хотя «Портленд» задрафтовал его ещё в 1986 году под очень высоким для иностранца того времени 24-м номером первого раунда. Один из первых центровых, которые уверенно бросали трёхочковые. И, конечно, великолепный распасовщик. Можно бесконечно смотреть на три вещи: как течёт вода, как горит огонь и как Сабонис раздаёт виртуозные ассисты на Уоллеса и Стадемайра.

К сожалению, сложная обстановка в команде дважды не позволила «Портленду» выйти в финал НБА. Возможно, если бы Сабонис оказался в клубе на пике своей формы, ему довелось бы играть против «плохих парней» в финале 1990-го и обыграть их. В итоге ему пришлось проигрывать с плохими парнями в финалах конференции в 1999-м и 2000-м. Но отсутствие чемпионского титула не помешало Арвидасу войти в Зал славы НБА.

Без отделки

Смена веков, 2000-е — переходный период и смутное время для центровых НБА в целом. Границы между четвертым и пятым номерами стали размываться. На фоне великих центровых 90-х имена бигменов середины нулевых уже не звучат так звонко. И не исключено, что на новые реалии НБА повлиял именно европейский баскетбол. В Европе пятые номера стали ассистировать, бросать средние и даже разыгрывать. Классический большой, только забивающий из-под кольца, стал никому не нужен. В НБА началось время бастов.

И эта общая тенденция не могла не затронуть импорт игроков из Европы. Словенец Радослав Нестерович или грузин с греческим паспортом Джейк Цакалидис не были главными бастами того времени, но их выбрали в первом круге драфта, а возложенных на них надежд они явно не оправдали.

Ещё одной неоднозначной фигурой стал серб Ненад Крстич, отлично начавший свою американскую карьеру в «Нью-Джерси», за три первых сезона показавший большой прогресс по всем показателям: от 10 очков, пять подборов и одного ассиста до 16,4–6,8–1,8. Но последовавшие травмы и разочарование от невозможности вернуться в былую форму довели Ненада до того, что он и вовсе вернулся из НБА в Европу.

Евроремонт

В это время в скромном «Кливленде» появился человек, который не только сыграл большую роль в становлении Леброна Джеймса, но и стал одним из значимых европейских больших американского баскетбола. Хотя с ним всё не так просто. Если НБА не увидела максимума Сабониса, потому что он слишком поздно в неё приехал, то раскрытию всех возможностей Жидрунаса Илгаускаса помешали бесконечные травмы в начале его карьеры. Его лучшие сезоны прошли на фоне неудач команды. Тем не менее за 14 сезонов в лиге на счету основного центрового «Кавальерс» два Матча всех звёзд НБА, финал НБА в 2007-м и негласное звание легенды «Кливленда». Илгаускасу удалось адаптироваться к меняющемуся баскетболу НБА. Мягкая кисть помогала ему быть эффективным в нападении, а высокий рост (221 см) и баскетбольный интеллект — отлично защищаться. Жидрунас оказался в тренде эволюционирующего баскетбола.

В конце нулевых во втором раунде драфта «Лейкерс» выбирают испанца Марка Газоля. Вскоре в результате обмена его старшего брата Пау из «Мемфиса» в «ЛАЛ» он оказался в новой команде. Тогда за блестящего Пау Газоля «Гриззлиз» получили не только Марка, но и еще трёх игроков, право выбора в первом раунде драфтов 2008 и 2010 годов, а также денежную компенсацию. Пау был звездой, а Марк — никем. В тот момент казалось, что «Мишки» получили большого плюшевого мишку. Физически младший Газоль явно недотягивал до стандартов лиги. Но, имея пятилетний опыт игры в испанском чемпионате, он прекрасно представлял себе, что такое хорошая европейская защита. Оставалось работать над собой и ждать.

View this post on Instagram

You my brotha ?

A post shared by Marc Gasol (@marcgasol) on

— настоящий символ эволюции центрового. За несколько лет он прошёл путь от мягкого и улыбчивого испанского паренька до умного, жёсткого защищающегося и чуть ли не главного плеймекера команды. Если брать статистику, в свой первый сезон Газоль в среднем набирал 11,9 очка, а в сезоне-2016/17 это были уже 19,5 очка. Те же сезоны: ноль трёхочковых против 104 соответственно, 1,7 ассиста против 4,6, процент штрафных вырос с 70 до 83. В этом сезоне Марк в среднем забирает 8,7 подбора (7,4 — в первом).

Хай-тек и умный дом

За последние 10 лет в НБА приехало много талантливых центровых из Европы. Конечно, можно сказать, что им всё ещё не хватает атлетизма, а такие игроки, как Никола Пекович, несмотря на слабые статистические показатели, просто большую часть времени сидят на скамейке. Но сегодня в НБА есть , Руди Гобер, Юсуф Нуркич, и, конечно, .

Как изменился европейский центровой за 30 лет? Посмотрите, сколько большинство центровых забивало трёхочковых за сезон в 90-е — ноль. А теперь сколько трёхочковых Никола Йокич забил в прошлом сезоне — 111. Сегодня центровые способны выстраивать атаку не хуже разыгрывающих, раздавать эффектные пасы и даже создавать аллей-упы, а не только забивать их.

Нет, классические центровые не вымерли как вид, по крайней мере не до конца. У «Клипперс» есть Марьянович, а у «Орландо» — своеобразные приветы Мурешану и Потапенко. Но тенденция неумолима: европейцы становятся ключевыми игроками своих команд именно благодаря универсальности и высокому баскетбольному интеллекту. Никогда прежде в истории НБА европейский центровой не был игроком, вокруг которого строится вся игра, который является главной звездой, лидером своей команды. Сегодня это Никола Йокич в «Денвере». Тем интереснее узнать, что же будет завтра.

Источник

Комментариев пока нет.

Ваш комментарий будет первым.